По поводу цитирования статей.

Цитирование статей в оригинальном виде возможно и желательно с единственным обязательным условием - ссылкой на автора и первоисточник.

суббота, 14 декабря 2013 г.

Поправки к новому закону "Об особо охраняемых природных территориях".

Казалось бы - я всего лишь флорист, и проблемы заповедников от меня достаточно далеки. Но мне попался сегодня материал по этой проблеме, и я провела несколько часов, выясняя, что же именно предлагают изменить в этом законе. Как оказалось - традиционно - ничего хорошего для России эти изменения не несут.

Итак - с утра мне попалось обращение с просьбой подписать петицию Гринписа против поправок в закон.

"18 декабря Гоcдума вновь попытается принять закон, уничтожающий заповедники России! Один раз нам удалось всем вместе сплотиться и отменить их планы. Но сейчас выдвигаются новые поправки, и законотворцы намерены тайком принять их сразу во втором и третьем чтении. Не дайте им сделать это! Действуйте:http://act.gp/1c181Nf"


Обращение было воспринято весьма неоднозначно и многие комментаторы писали, что это провокация, ерунда, и нужно читать закон и сами поправки, вместо того, чтобы мчаться и подписывать эту петицию. Вся переписка тут.

Там же, в комментариях, трудолюбивыми товарищами были помещены ссылки и на основной закон и на поправки, которые собираются вносить

Я взяла на себя труд распечатать и закон, и поправки, и просидела полдня, сравнивая то, что было раньше, и что хотят принять сейчас. Получилось не очень весело, честно говоря. 

Вот такой материал:

Изменения в закон об особо охраняемых природных территориях

Статья 2 – из списка природоохранных объектов выводятся лечебно-оздоровительные местности и курорты. Охранять природу в этих местностях уже не будет никто.  Все остальные категории объектов на месте.

 С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

Определены условия, при наличии которых территория считается природоохранной зоной. Раньше не было. Это впоследствии будет иметь продолжение.

Условия вот такие - вроде логичные. 

При принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий учитывается:- значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения
и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного
и животного мира и среды их обитания;- наличие в границах соответствующей территории участков природных и культурных ландшафтов, представляющих особую эстетическую, научную и культурную ценность;- наличие в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих особую научную, культурную и эстетическую ценность;- наличие в границах соответствующей территории уникальных объектов культурного наследия, а также уникальных одиночных природных объектов, представляющих особую научную, культурную и эстетическую ценность. 
Внесены оговорки в статусе государственного заповедника – запрещение хозяйственной деятельности и неприкосновенность объектов заповедника и природных ресурсов уже не так однозначно и безоговорочно. То есть – если нужно и требует другой федеральный закон, то можно и тронуть. Пункт об охранной зоне заповедника( и других объектов) исчез в этом законе, введен одним предложением в другом.

Вместо положения о полном прекращении посещений заповедников, кроме исключений (специальных разрешений), вводится режим платного познавательного туризма.

Ранее государственные заповедники считались некоммерческими организациями и финансировались из федерального бюджета. Территория не предоставлялась никому и никогда.  Теперь же

«Федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление государственными природными заповедниками, вправе на участках частичного хозяйственного использования предоставлять своим работникам в безвозмездное срочное пользование служебные наделы в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.»
Итак, статус даже заповедника, наиболее жестко охраняемого природоохранного комплекса заметно снижен. Теперь посмотрим, что стало с национальными парками. Это следующая ступенька в категории природоохранных объектов.
Ранее в национальных парках могли существовать наделы других собственников, и национальным паркам было разрешено их выкупать.

Создана предпосылка для перевода заповедника в статус национального парка в соответствие с условиями, указанными теперь в законе. Теперь экспертная комиссия будет решать , заповедник это или национальный парк. В беспристрастность комиссии поверить довольно сложно.
То есть внутри закона заложена возможность снижения статуса заповедника, в котором уже  разрешили платный познавательный туризм до статуса национального парка. Давайте посмотрим, что разрешено делать в национальном парке.

В национальных парках ранее выделялись зоны – заповедные, где запрещалась всякая экономическая деятельность. Особоохраняемые, в пределах которых разрешался познавательный туризм, а все остальное запрещено. Рекреационные, зоны охраны объектов культурного наследия, зоны хозяйственного назначения. Зоны традиционного экстенсивного природопользования, которая предназначена для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования. Все это теперь может быть и на тех территориях, которые раньше считались заповедными.

Природоохранное учреждение как национальный парк теперь корректно называется не природоохранным, а федеральным государственным бюджетным. Строгие ограничения посещений также сняты и могут осуществляться за плату.
«3. В национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования. На специально выделенных участках допускаются традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурсами по согласованию с дирекциями национальных парков» - пункт признан утратившим силу.
Целостность земель национального парка уже далеко не так безусловна, как в предыдущей редакции, также можно передавать наделы в пределах хозяйственной зоны работникам. Ликвидированы все пункты, касающиеся доходной части национальных парков – штрафы за браконьерство, просветительская деятельность, штрафы за экологические правонарушения и многое другое. Собственного бюджета, как и собственного руководства, болеющего душой именно за этот объект ни у заповедников, ни у национальных парков больше не будет.
Исчез пункт о невозможности приватизации собственности в пределах национального парка.

Далее – изменения, касающиеся природных парков. Также исчезло положение о том, что природные парки являются юридическими лицами, которые не имеют целью своей деятельности извлечение прибыли и также исчезли все пункты, касающиеся их источников дохода.
Та же самая история с руководством -  замена понятия «Дирекция Национального парка» или «дирекция природного парка» на понятие "организаций, уполномоченных органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять управление государственными природными заказниками."

Природные заказники могут быть снижены в статусе и переходить от природных заказников государственного уровня в заказники регионального уровня. Соответственно, финансироваться не на уровне государства, а на местном уровне.
Но в целом права заказников почти не тронули. Их просто почти и не было. 

Дендрологические парки и ботанические сады также лишаются своего руководства в лице дирекции и управляются соответствующими органами и учреждениями, занимающимися их управлением». Централизованное управление.
Финансирование дендрологических парков и ботанических садов из государственного бюджета + собственные средства утрачивает силу.

Лечебно-оздоровительные и курортные зоны, как говорилось раньше, теперь не считаются природоохранными объектами.

С 12-ой  страницы поправок идут изменения других законов, причем изменения эти тоже показательны, даже если не читать закон в предыдущей редакции, например – «пункт 4 дополнить после слова "землепользователями" словами "землевладельцев, арендаторов и собственников земельных участков"» - я думаю, тут все достаточно понятно.

Появилась поправка к другому закону, предусматривающая проведение экспертизы для перевода заповедников в статус национальных парков в соответствие с условиями, внесенными в закон.
Также появились мелкие поправки в другие законы, предусматривающие использование древесины с территорий заповедников, национальных парков и других особо охраняемых природных комплексов.

Ну, и последний аккорд - Преобразование государственных природных заповедников
в национальные парки осуществляется до 31 декабря 2015 года решением Правительства Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающего указанное решение.

В целом – закон направлен на изменение порядка руководства природоохранными комплексами, все управление переходит от дирекций парков и заповедников, обладающих небольшим, но собственным бюджетом, в управление бюджетными организациями, которые и будут решать, как управлять и как финансировать и как распределять поступающие от природоохранных комплексов средства. Также очень сильна тенденция к снижению статусов природоохранных зон с целью их более выгодного использования – приватизации, созданию наделов, продаже и сдаче в аренду территорий, развитию платного туризма в ранее полностью недоступных для людей местах и т.д. 

В общем и целом - не очень приятная ситуация. Как бы вы не относились к Гринпису - прочитайте все это, можете сравнить с исходными текстами - все они у вас в начале статьи. И решите, хотите ли вы поддерживать принятие поправок, позволяющих бюджетным организациям решать, куда и как использовать древесину заповедников и как зарабатывать деньги на продаже участков в национальных парках. 

Ссылка на голосование - еще раз повторю - http://act.gp/1c181Nf

Стараюсь держаться как можно дальше от политики, но увы - это не всегда получается((((. 

-----------------------------------------------------------------------------------


Вроде какую-то видимость реакции на возмущение народа создали. Надеюсь, что это на самом деле хотя бы часть заповедников защитит от разорения и захвата. 

1 комментарий:

  1. С ветлана,огромное тебе спасибо! за потраченное время,за понятную статью.... Мне так страшно за свою страну,не передать словами! неужели от нас и правда ничего не зависит? КТО мы тогда?..........

    ОтветитьУдалить